Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Богучанская школа № 2
Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны
  • Функциональная грамотность

    Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

    Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

    Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

    Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
    Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

    1) направленность на решение бытовых проблем;

    2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

    3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

    4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

    5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

    Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

    Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

    • Математическую
    • Финансовую
    • Естественнонаучную
    • Глобальные компетенции
    • Читательскую
    • Критическое мышление
    • Функциональное чтение

    Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

    Глобальные компетенции Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие.

    Креативное мышление Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

    Приказ от 13.09.2024 г. № 70/58-од об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МКОУ Богучанской школы № 2 на 2024 -2025 годы

    График проведения диагностических работ по оценке уровня сформированности  функциональной грамотности у обучающихся 5-9 классов МКОУ Богучанской школе № 2 в 2024-2025 учебном году

    Приказ от 13.09.2023 г. № 76/1-од об утверждении плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МКОУ Богучанской школы № 2 на 2023 -2024 годы

    Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Богучанского района на 2022-2023 учебный год

    Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучаающихся
    МКОУ Богучанской школы № 2 на 2021-2024 гг.

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся
    МКОУ Богучанской школы № 2 на 2021 – 2024 годы.

    График проведения диагностических работ по оценке уровня сформированности  функциональной грамотности у обучающихся 5-9 классов МКОУ Богучанской школе № 2 в 2023-2024 учебном году

    Оценка ФГ обучающихся Богучанской Школы № 2

    Методическая копилка педагога:

    Формирование  функциональной грамотности школьников для участия в исследованиях по оценке качества образования: https://www.youtube.com/watch?v=6z0ToE8uslI

    Функциональная грамотность: формирование метапредметных результатов на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=uXVU9BPbMyQ

    Формирование математической грамотности у обучающихся: https://kipk.ru/deyatelnost/webinars/webinars/2504-формирование-математической-грамотности-учащихся»-тема-«понятие-математической-грамотности-контекстные-задания»#материалы

    Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе: https://www.youtube.com/watch?v=PrBzqR380hM

    Формирование финансовой грамотности школьников: https://fmc.hse.ru/vebinar

    Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
    Методические рекомендации для учителей и родителей

    Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.

    Рекомендации по формированию читательской грамотности

    Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.

    Функциональная грамотность для педагога.

    РЕСУРСЫ:

    https://kipk.ru/functional-literacy-main

    https://fioco.ru/PISA

    https://resh.edu.ru/

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

    Банк заданий по функциональной грамотности

    https://media.prosv.ru/fg/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie